2016-02-07
Неделя русского языка «Слово - великое оружие»
Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.
Предметная неделя по русскому языку в нашей школе проводится в 3 учебной четверти, последняя неделя января (с 25 по 29.01).
Проведение недели русского языка является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому традиционно цель проведения предметной недели русского языка и литературы - привитие интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его.
Задачи:
1. Формирование коммуникативной культуры школьников;
2. Расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой компетенции;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование психологических качеств личности учащегося: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
5. Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.
6. Создание праздничной творческой атмосферы.
Чтобы привлечь внимание к этому событию, был вывешен информационный бюллетень в стиле современных рекламных анонсов, а также план всех мероприятий на неделю.Накануне первого дня недели был оформлен информационный стенд, содержащий название Недели, её девиз, эмблему.
Важно создать в школе атмосферу погружения в предмет, поэтому по всей школе вывешивались портреты русских лингвистов, плакаты с высказываниями о русском языке и литературе, об искусстве слова, такими, например, как:
«Они пришли издалека и здесь остались на века»(11 кл. ф-м), «Говори правильно» (10 «А»), «Лексикология» ( Щитанов М., 6 «А» кл), «Падежи» (6 «В» класс, Кокшин А), «Родной и любимый русский язык» (7 «А» класс), «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (Аделова Р., Лелявская В., 11 «А» соц-гум.), «Интересные высказывания о русском языке» (10 «А»), «Родственные слова» (Бахтеева Э., 5 «А» класс). Ребята самостоятельно собирали материал, анализировали, систематизировали его, красочно оформляли. Все работы заслуживают особой похвалы.
Фокина Т.Н., библиотекарь, организовала интересную познавательную выставку книг « Все о русском языке» с разделами: “В мире словарей”, “Знаете ли Вы…”, «Занимательно о русском языке». Многие учащиеся использовали этот материал при подготовке к мероприятиям.
25.01.2016 в рамках недели русского языка « Слово - великое оружие» проведен лингвистический парад: выступления учащихся с приветствием к русскому языку. Участники-5-7 классы. Задачи конкурса: привитие любви к русскому языку, воспитание положительного эмоционального отношения к выразительному чтению литературных произведений, выявление талантливых и артистичных чтецов среди обучающихся, показать своеобразие и самобытность литературных произведений, богатство и красочность русского языка. Выступления чтецов оценивало жюри: Чугарова С.А, Веремьева С.А., Фокина Т.Н., Шишкина Е.А.
Результаты.
Номинация « За лучшее исполнение стихов среди обучающихся 5 классов»
1 место – Шмонина Д. ( 5 «А»)
2 место – Филатова А. (5 «А»)
3 место – Найденков В. (5»Б»)
Номинация « За лучшее исполнение стихов среди обучающихся 6 классов»
1 место – Найденкова И. (6 «Б»)
2 место - Бычкова С. (6 « Б»)
3 место - Федотов И. (6 «Б»)
Номинация « За лучшее исполнение стихов среди обучающихся 7 классов»
1 место – Двоеглазова М. (7» Б»)
2 место - Джабраилова М. (7 «А»)
3 место – Топорова С.(7 «В»)
Второй день недели носил название « День лингвистических неожиданностей». Учащиеся 7 классов (педагог Михайлина О.М.) и 5 «А», 6«Б» (педагог Шишкина Е.А.) готовили информационные пятиминутки на такие темы: «Откуда пришло слово Лодырь», « Почему мы так говорим»,
«Незаконченная сказка А.С.Пушкина», «Самые длинные и короткие слова», « Тайна фразеологизмов», «Словари - наши помощники», «Из истории пунктуации».
В этот же день проводился на параллелях 9-11 классов терминологический диктант. Цель этого мероприятия: проверить орфографическую зоркость и знания лексического толкования слова. В текст диктанта вошли термины по всем изучаемым предмета.
Результаты таковы: лучшими знатоками стали:
9 класс - Кувшинов С., 9 «Б» класс, педагог Иванова Т.А.,
Маячкин М., 9 «А» класс, педагог Латышова Н.В.,
10 класс - Усенкова И., Плешаков М., Корнева А., педагог Иванова Т.А.
11 класс - Фокина И., Мурзакова Д., педагог Иванова Т.А.
Михайлина О.М. и Латышова Н.В. подготовили команды для участия в игре «Путешествие в страну Филологии». Команды « Великолепная 6» (8 классы) и « Отличные» (7 классы) представляли лучших знатоков на параллелях. Ребята с удовольствием участвовали в состязании. Организаторы мероприятия ставили цель - пробудить стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка, проверить теоретические и практические навыки. Обе команды набрали одинаковое количество баллов.
Все педагоги методического объединения русского языка стали участниками мастер-класса, так как ставились задачи перед МО:
1) содействовать раскрытию творческого потенциала учителей русского языка и литературы;
2) продолжить изучение и внедрение новых педагогических технологий;
3) выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
Устный познавательный журнал о жизни и творчестве В.И.Даля
«Любитель русского слова» в 7 «Б» классе проводила Михайлина О.М.
На уроке присутствовали: Гвоздев П.А., директор школы, Шишкина Е.А., руководитель МО, Латышова Н.В., учитель первой категории.
Цель урока:пробудить интерес к знакомству с жизнью и творчеством В.И.Даля. Каждая страница устного журнала имело свое название. Учащиеся самостоятельно подбирали материал и демонстрировали его в ходе урока. Это было и актерское выступление, выразительное чтение, сообщения. В процессе перемещения по страницам журнала от одного вида деятельности к другому у учащихся развивался познавательный интерес, расширялся лингвистический кругозор, повышалась речевая культура устного общения, происходило знакомство с такими фактами языка, которые на уроках не изучаются, но знания необходимы в речевой практике. Учитель использовала эффективно ИКТ для активизации интереса к отдельным фактам из жизни В.И.Даля, который говорил: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за Русское слово, язык».
Урок-игра по теме «Имя прилагательное» в 6 «А» классе учитель Латышова Н.В.
На уроке присутствовали зам. директора по УВР Чугарова С.А., руководитель МО Шишкина Е.А.
Латышова Н.В., педагог, имеющая большой опыт работы, подготовила урок, который соответствует всем требования проведения современного урока в условиях внедрения ФГОС. В технологической карте прослеживаются виды деятельности учащихся и учителя, четко спланированы предметные, метапредметные и личностные УУД. Надежда Владимировна использовала следующие технологии на уроке: здоровье сбережения, игровые, ТРКМЧ, ИКТ. Игра - один из приемов преодоления пассивности учеников, является средством воспитания познавательных интересов, тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки, стимулирует умственную деятельность учащихся. Ребята на уроке были активны, соревновались в составлении синквейна, кластера. На протяжении урока была организована и работа в парах, и взаимопроверка, сильные ученики контролировали работу слабых, помогали в решении трудных для них заданий.
Лингвистический журнал «В.И.Даль и его словарь» в 9 «Б» классе провела учитель высшей категории Иванова Т.А.
На уроке присутствовали зам. директора по УВР Зубарева Н.П., руководитель МО Шишкина Е.А.
Проведение устного журнала, посвященного 215-летию со дня рождения В.И.Даля, помимо желания почтить память великого соотечественника, преследовало цель познакомить учащихся с его жизнью и деятельностью, определить место и значение « Толкового словаря живого великорусского языка» в русской лексикографии; пробудить интерес к чтению сборника «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» и к овладению богатством языка, воплощенным в пословицах и поговорках в речь современных школьников. Татьяна Александровна сумела создать на уроке атмосферу доброжелательности, загадочности, познавательности. Оснащение урока этому способствовало: высказывания, словари, стол, на котором были предметы, упоминающиеся в пословицах и поговорках, свеча, которая ассоциировалась со светом, добром, домашним очагом. Ребята с интересом рассказывали об истории отдельных выражений, пословиц, подбирали синонимы, умело включали в свою речь пословицы и поговорки. Игровые моменты выступали как средства пробуждения, стимулирования учащихся к самостоятельной деятельности. Татьяна Александровна создала благоприятные условия для развития устной и письменной речи: ученики активнее пользовались справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, демонстрировали выразительное чтение наизусть. Опытный педагог использовала принцип, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке мероприятия, принцип равноправного участия и принцип занимательности. Ребята остались довольны своей работой на уроке.
Урок «Путешествие по стране Русский язык» в 5 «А» классе провела Шишкина Е.А.
На уроке присутствовали зам. директора по УВР Чугарова С.А., Веремьева С.А., учитель первой категории Латышова Н.В.
Цель урока: познакомить с историей создания письменности, расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изучаемой программой курса русского языка в 5 классе, прививать интерес к изучению русского языка и устного народного творчества. Содержание урока способствовало развитию у учащихся умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас учащихся, соблюдать орфоэпические нормы языка, развивать коммуникабельность детей. Используемый материал (стихотворения, выдержки из книг, интересные факты) прививали интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову, формировали в детях чувство Родины, патриотизма и гордости за свою малую родину, воспитывали потребность качественного выполнения задания, воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения. Всему этому способствовали правильно выбранные технологии учителем на уроке: игровые, ТРКМЧ, ИКТ, здоровьесбережения, проблемного обучения.
Закрытие недели.
Конкурс ораторского мастерства « О великий и могучий русский язык» Участники 8- 11 классы.
Цель конкурса: воспитание духовно-нравственных качеств и формирование гражданской позиции обучающихся.
Задачи:
- развитие ораторских способностей и навыков;
- формирование навыков самопрезентации, коммуникативных навыков;
- повышение уровня духовного потенциала.
На протяжении недели ребята готовили тексты своих выступлений, обращались за помощью к педагогам, использовали интернет ресурсы.
В своих выступлениях они затронули актуальные проблемы сегодняшних дней, связанные с языком и речью, показали, насколько наш русский язык богат, почему происходит засорение нашей речи. Отрадно, что во всех выступления чувствовались гордость за наш язык, патриотизм к Родине, призыв к сохранению красоты речи. Сложно было принять решение жюри (Фокина Т.Н., Веремьева С.А., Иванова Т.А., Фролова В.П.) выбрать лучших, ими стали:
1 место - Кушетова Г., 10 класс
2 место - Варламова Д., 11 класс
3 место – Саблин Н., 11 класс
Деревщикова Анна, ученица 9 «А» класса, отмечена жюри как лучший исполнитель выразительно чтения.
Ценными стали устные отзывы участников о конкурсе, так Варламова Д.отметила, что «…статью о русском языке я писала недолго, так как тема близка для меня. В наше время многие молодые люди не ценят того, что имеют, часто сквернословят, именно это подтолкнуло меня написать о значимости русского языка…»
Неделя русского языка и литературы в школе – это праздник длиною в пять учебных дней. Активное участие принимают все учителя и их воспитанники. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, в том числе занятия с применением ИКТ.
Следующие критерии определили результативность недели русского языка и литературы:
•активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;
•охват подростков;
•состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;
•уровень культуры участников Недели.
Все эти показатели довольно высокие.
Кроме этого пополнилась методическая копилка кабинета русского языка и литературы.